Психолого-педагогическая служба

Без любви всё – ничто

Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Ум без любви делает человека хитрым.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Власть без любви делает человека насильником.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.

Именно поэтому наша  школьная психологическая служба  «Живая нить» стремится создать в процессе обучения для детей такие условия, чтобы они не чувствовали дефицита любви ни со стороны учителей, ни со стороны одноклассников. Создание живой нити доверительного общения между всеми участниками учебного процесса, в котором  непременно есть  понимание, принятие и помощь – вот смысл нашей психологической службы.

Главная цель психолого-педагогической службы «Живая нить» в оказании помощи детям в решении их проблем и трудностей:

  • личностных проблем учащихся
  • возрастных трудностей
  • конфликтных ситуаций
  • профессионального самоопределения
  • проблем адаптации
  • создание благоприятного психологического климата в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Основные виды деятельности психологов:

  • Диагностическая работа
  • Консультационная работа
  • Коррекционно -развивающая деятельность
  • Психологическое просвещение

Особенностью нашей школы является несомненное преимущество непрерывного психологического сопровождения ребенка с самого раннего детства до юношества.

Во всех радостях и трудностях  воспитания рядом с детьми, родителями и  учителями неизменно психологи школы им С.В. Михалкова Сахарова Галина Альбертовна и Маслова Валентина Сергеевна.

Режим работы:

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Сахарова Г. А. 16:00-17:30 11:00-13:00 16:00-17:30 15:00-17:30
Маслова В. С. 13:00-17:30 15:30-17:30

Статья Сахаровой Г. А.

“Адаптация первоклассников к школе”

Термин “адаптация” обозначает приспособление организмак новым условиям среды. Адаптация и “готовность ребенка к школе” понятия взаимосвязанные. Адаптироваться ребенку предстоит физиологически, психологически и социально. Трудности адаптации сказываются на успешности обучения, настроении и состоянии здоровья ребенка, его работоспособности, умении взаимодействовать с учителем, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Физиологическая адаптацияобычно длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника, степени его готовности к школе, трудности программы.Повышение артериального давления, головные боли, плохой сон и усталость, обострение хроническихзаболеваний, нарушения нервно-психического здоровья- нередкиеспутники адаптационного периода. Если вовремя не разобраться в  их причинах, это может привести к нервному срыву и нарушению здоровья.
Помощь родителей.
1. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня,  и обязательно следите за его соблюдением.
2. Активно отдыхайте с ребенком  на  свежем воздухе, больше движений и занятий спортом.
3. Уроки лучше  делать в середине дня. В течение дня есть два пика мозговой активности: 9-12 часов и 16-18 часов.
4. Делайте активные паузы(10 минут) в процессе выполнения  уроков.
5. Укладывайте спатьребенка не позже  21 часа.
6. Продолжайте закалять ребенка.
Не рекомендуется:
1. Будить ребёнка за малое время до выхода из дома, будите так, чтобы хватило времени  для спокойных сборов в школу, умение рассчитать время –задача родителей.
2. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания или ждать родителей, чтобы начать выполнение домашних заданий.
3. Смотреть перед сном телевизор или сидеть за компьютером более 30минут в день.
Психологическая адаптация.
Начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Все дети вместе с переполняющим их восторгом  и радостью испытывают тревогу и напряжение. Они, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут, обижаются, бывают слишком возбуждены.Такое поведение  ребенка – это его просьба   о помощи, так как просто сказать об этом он не может,ведь он и сам не понимает, что с ним происходит.
Помощь родителей.
1.Разговаривайте с ребенком в спокойном тоне, излишняя строгость лишает детей уверенности в своих силах.
2.Уделяйте больше внимания ребенку, ваше поощрение, одобрение для первоклассника означает  то же, что быть любимым и хорошим.Внушайте уверенность в  успехе.
3.Помогайте ребенку   в исполнении заданий  доброжелательно  и  радостно.
Не рекомендуется:
1. Не требуйте от ребёнка только отличных  или  хороших результатов в школе.
2. Не переписывайте задание многократно для улучшения результата.
3. Разговаривайте с ребёнком о его школьных проблемах доброжелательно, а не назидательно.
Социальная адаптация
Главная особенность детей этого возраста-первичное осознание внутренней позиции школьника.Именно она помогает маленькому ученику преодолевать трудности школьной жизни, выполнять новые обязанности.Успешная социальная адаптацияпредполагает, что ребенок обучен умению слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат ; умению налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным; имеет положительную учебную  мотивацию  на фоне позитивных представлений о себе и низкий  уровень школьной тревожности.Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Процесс ее  становления начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любим ли он, принимают ли  его таким, каков он есть, верят ли в него. Сниженная самооценка затрудняет процесс адаптации к школе. Иногда очень способные ученики учатся средне и судят о себе как о недостаточно умных.
Помощь родителей:
1.Чуткое отношение, внимательность,  терпение, интерес к школьной жизни. Учитывайте темперамент  ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм или излишнюю строгость.
2.Правильно поощряйте и  часто хвалите за достижения,  внушайте уверенность в  успехе.
4.Помогайте в осознании трудных ситуаций  в школе и обсуждайте способы поведения в них.
5. Обсудите с ребенком школьные  правила и нормы поведения. Объясните их необходимость.
Не рекомендуется:
1. Не сравнивайте результаты работы своего ребенка с результатами  других детей.
2. Не предъявляйте жестких требований, к которым ребенок еще не готов.
3. Не  оценивайте ребенка негативно в присутствии других.
Педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила поведения в школе,  с которыми  родители могут познакомить ребенка и тем самым подготовить  к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.
1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
3. Не дерись без причины.
4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза¬тельно у тебя будут.
9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11. Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Первый класс- сложный и волнительный период не только для самого ученика, но и для всей семьи. В это время от всех взрослых  в семье требуется особое внимание, любовь и поддержка ребенка. Порой мама или бабушка волнуются больше, чем школьник и тем самым мешают ему привыкать к новым условиям и людям. Будьте уверены в своем ребенке, доверяйте учителю, настройтесь на положительный результат, и он обязательно будет!

психолог Сахарова Г.А.

Статья Масловой В. С.

“Адаптация пятиклассников”

Одной из сложнейших психологических проблем является переход ребенка из начального звена в среднее. Эта проблема определяется изменением в учебной ситуации и отражается во внутреннем мире ребенка.

К основным изменениям относятся:

- начальное развитие подросткового кризиса;

- новые условия обучения;

-изменения в педагогическом составе;

- усложнение и качественное разнообразие требований со стороны педагогов к школьникам;

- новый школьный статус «пятиклассник».

Период адаптации к новым условиям обучения проявляется и в изменении поведения школьника. Для детей характерно возрастание тревожности, снижение работоспособности, забывчивость, неорганизованность, несобранность, повышение проявленийкак робости, так и развязности.

В период перехода к среднему звену у пятиклассников часто формируется ощущение одиночества. Детям кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны, ухудшаются отношения среди одноклассников, возникают конфликтные ситуации в классном коллективе. На этом фоне у учащихся формируется привязанность к классному руководителю. Дети от него не отходят, хотят поделиться произошедшими с ними событиями, новостями, делают подарки, задают много вопросов, порой капризничают.

Зачастую у пятиклассников возникает интерес к книгам и играм для маленьких детей, они часто посещают первый класс, где работает первый учитель. Связь с первым учителем в период адаптации к среднему звену остается очень сильной. Пятиклассники приходят к нему рассказать о своих успехах, поделиться новостями, порой пожаловаться. Дети стремятся оказаться в привычной и понятной для них ситуации опеки и защиты.

Начальный подростковый возраст характеризуется формированием у пятиклассника чувства взрослости. В это время родителям очень важно поддерживать это чувство, помочь ребенку его освоить. Необходимо поручать детям  ответственные задания, выполнять которые они должны самостоятельно,  давать возможность реализовать это новообразование.

Для того, чтобы у ребенка процесс перехода к обучению в среднем звене прошел более успешно родителям и учителям необходимо учитывать все особенности этого периода.

1. Всегда интересуйтесь событиями  школьной жизни вашего ребенка. Беседуйте о школьных предметах, пусть ребенок расскажет вам, что нового он узнал, что особенно ему понравилось, с чем возникли сложности. Постарайтесь запомнить отдельные детали, события, имена,это поможет вам в дальнейшем начать такую беседу.

2. Уделяйте особое внимание успехам ребенка, поощряйте его достижения. В данной ситуации адаптации школьник особенно остро нуждается в положительном одобрении со стороны взрослых.

3. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые в школе. Поощряйте творческую активность ребенка (выступления на сцене, участие в различных конкурсах и олимпиадах, не зависимо от результатов).

4. Составьте вместе с ребенком режим дня, включая в него время для выполнения домашних заданий, посещения кружков и секций, отдыха, увлечений и хобби ребенка. Проследите за их выполнением домашних заданий именно в установленный срок. Это поможет формированию самостоятельности и самоорганизации школьника.

5. При возникновении проблем, связанных с выполнением домашних заданий, помогите ребенку найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Для этого потребуется гораздо больше времени и терпения, но ваша помощь будет способствовать дальнейшему формированию самостоятельности у ребенка.

6. Ищите возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. ( При походе в магазин, рассчитать нужную сумму; при приготовлении ужина рассчитать нужное количество продуктов.)

7. Создавайте условия для выхода энергии активности ребенка (организуйте регулярное посещение кружков, спортивных секций).

8. При переходе в пятый класс у школьников очень часто снижается успеваемость. Это возникает на фоне адаптации к новым предметам, педагогам, усложнению требований. Постарайтесь  учебную успеваемость ребенка не связывать с системой поощрения и наказания. При возникновении сложных ситуаций совместно с ребенком выясните причины ее возникновения и определите возможности для ее разрешения. Дайте понять ребенку, что вы всегда поможете решить сложные ситуации, поддержите его. Если у ребенка в учебе нет особых проблем, то постарайтесь проявлять свою радость за его успехи.

9. Если ваш ребенок новичок, то обязательно познакомьтесь с его одноклассниками. Предоставьте ему возможность общения с ребятами вне школы. Это будет способствовать более успешной адаптации к школе и классному коллективу.

10. Привыкание ребенка к обучению в среднем звене – это сложный период, стрессовая для него ситуация. Постарайтесь избежать в это время изменений в психологическом климате вашей семьи, нарушений во взаимоотношениях ее членов. Сохраните теплую домашнююатмосферу. Это поможет более успешной адаптации пятиклассника  и решению школьных проблем.

Следуя таким рекомендациям, адаптация учащихся к обучению в среднем звене пройдет гораздо успешнее. Помните, что вы – родители – самые важные и дорогие люди на всей земле для ваших детей. Именно к вам они идут за помощью, советом и поддержкой. Именно с вами хотят разделить самые радостные события. Именно с вами хотят поделиться каждым своим успехом. Не оставляйте их наедине в такой сложной ситуации. Всегда будьте рядом, активно участвуйте в жизни вашего ребенка.

Психолог Маслова В.С.